|
Безусловно, франчайзинг не является единственным способом начать свой бизнес - компанию можно создать без помощи крупных сетей или просто купить. Естественно, франчайзинг имеет не только преимущества, но и недостатки. Каждый инвестор, желающий создать бизнес на основе франчайзинга, должен проанализировать все моменты и сделать решение - стоит ли ему присоединяться к той или иной сети.
Преимущества франчайзинга
- возможность стать самостоятельным бизнесменом при всесторонней поддержке опытного франчайзора;
- франчайзор может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным;
- мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под узнаваемым товарным знаком или фирменным наименованием;
- возможность за умеренную плату приобщаться к результатам широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзором;
- возможность ведения бизнеса без соответствующего опыта за счет обучения в фирме франчайзора по стандартам высокого качества;
- гарантированность постоянного снабжения;
- возможность приобретения основных фондов у франчайзора путем лизинга или по остаточной стоимости.
Таким образом, для покупателей франшизы решены многие организационные и маркетинговые вопросы, ведь франшиза - это программа, которая включает помощь в создании и развитии бизнеса, рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии и обучение персонала. По сути, в этой схеме новичок получает продуманную и проверенную программу действий. Обычно доля банкротств, в таком случае, в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации (по сути - консалтинг) и устанавливая стандарты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме - лишь 14%.
Недостатки франчайзинга
- контроль осуществляемый франчайзором оставляет меньше самостоятельности в бизнесе и не позволяет проявить творчество;
- постоянная необходимость выплат роялти,
- услуги, предоставляемые франчайзором, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
- опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзором своего бизнеса;
- вероятность того, что прогресс в технике, изменения в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг.
|